Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Щ’]. Буквы Щ, щ»

Цель: Знакомство со звуком [щ’] и буквами Щ, щ.

Задачи:

Закреплять правильное   произношение  звука Щ,  упражнять в определении наличия и позиции звука в слове; познакомить с его графическим обозначением — буквой Щ, щ, закрепить ее зрительный образ; развивать навыки словообразования путём замены первого/последнего звука (буквы) в слове, умение объяснять значение слов до и после замены звука;  развивать навыки звукового анализа слов, подбора слов с заданным слогом, составления слова из слогов.

 

Развивать фонематический слух, речевое чутьё, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику; умение слышать звук изолированно, в словах, фразах, вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

 

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, ответственность, инициативность, сплочённость.

 

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мольберты; ручки и карандаши, карточки с заданиями (на каждого ребёнка); буквы Щ из бархатной бумаги (на каждого ребёнка); цветные фишки для звукового анализа, кубики с буквами; карточки со слогами; ларец с игрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
I. Вводная часть Слайд 2

— Ребята, у меня есть для вас сообщение.

— Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо.  Давайте вместе его прочитаем.

 

Слайд 3

Читает письмо.

— Ребята, вы готовы отправиться в страну царицы Грамматики за приключениями?

— Тогда в путь…

 

Слайд 4 (дети идут, потом щелчок – Задание 1).

Дети заходят в группу, встают полукругом перед экраном.

 

 

 

 

 

 

 

Да!

 

 

 

 

 

 

Дети под музыку имитируют ходьбу.

II. Основная часть

1. Выделение звука щ в словах, артикуляция, характеристика,

чистоговорки,

определение позиции звука в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Знакомство с графическим обозначением звука щ — буквой Щ, щ; закрепление ее зрительного

Образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Воспитатель загадывает загадки (по щелчку загадка, по щелчку отгадка):

1. Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,

Как получше набивать угощеньем …

2. Очень милый он малыш,
И совсем он не глупыш.
Любит мячик, поводок,
Догадались кто?

3. Может чистить нежно,

Может чистить грубо,

Обувь и одежду,

Пол и даже зубы.

 

— Ребята произнесём ещё раз слова: щёки, щенок, щётка (выделяет звук щ интонационно).

— Какой первый звук в каждом из этих слов.

Закрыть проектор

— Давайте уточним, как произносится звук щ –

 

Работа с зеркалами

—  Какое положение у губ во время произнесения звука щ? Попробуйте.

 

— Какую форму принимает  язык?

 

— Какое положение у зубов.

 

— Поиграем в игру «Расскажи про звук».

 

– Звук [щ] согласный или гласный?

– Как определили?

 

– Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Как проверить?

 

 

 

 

– Звук [щ] твердый или мягкий?

 

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий, у него нет твердого братца. Каким цветом мы будем обозначать звук [щ] при составлении схемы слова?

 

На мольберте схема характеристики звука.

 

– Кто даст характеристику звука [щ]?

Читает чистоговорки.

— Ребята, какие слова со звуком щ вы услышали?

 

 

 

 

 

Открыть проектор

Слайд 6

Ребята перед вами карточки со схемами слов. Как вы думаете, что обозначает первая схема?

 

Вторая?

Третья?

 

— Что изображено на картинках. Перечислите.

 

— Костя, в каких словах, звук щ находится в начале?

 

— Маша, к какой схеме подходят эти картинки — к первой, второй или третьей?

 

— Возьмите карандаши и проведите стрелки от картинок щука и щенок к первой схеме. (щелчки 1 и 2)

 

Проведите стрелки от остальных слов к подходящим для них схемам.

 

— Проверьте свой результат. (щелчки 3 и 4, 5 и 6)

 

— Все справились? Значит, мы честно заработали карточку со слогом – вешает карточку со слогом «На» на мольберт.

Закрыть проектор

Продолжим наше путешествие… Найдём второе задание.

 

В спальне мольберт с буквой Щ, щ. столы с карточками.

— Рассмотрите букву Щ (ЩА), на что она похожа?

— Какой звук обозначает эта буква?

— Звуки мы…

— А буквы…

 

— Из каких элементов состоит?

 

 

 

 

 

— Порядок написания буквы Щ такой: (демонстрация указкой на схеме).

 

— Сейчас указательным пальцем правой руки пишем букву Щ в воздухе, на спине у соседа.

— Сядем за столы. Найдите на карточках букву Щ из бархатной бумаги. Закройте глазки. Проведите пальчиком сверху вниз по длинным вертикальным линиям. Теперь слева направо по длинной горизонтальной линии. А теперь по короткой вертикальной линии.

 

Работа в карточках, письмо с комментированием воспитателя (воспитатель на мольберте демонстрирует):

— Возьмите ручки. По пунктирным линиям проведите сверху вниз три длинные линии, как показано стрелками. Затем слева направо одну горизонтальную линию. И маленькую вертикальную – хвостик буквы Щ.

Педагог оказывает ребёнку индивидуальную помощь, просит его прокомментировать свои действия.

 

— Посмотрите на следующее задание. Что случилось с буквой Щ?

 

— Как вы думаете, что нужно сделать?

 

 

 

 

 

 

— Мы справились с этим заданием?

— За это царица Грамматика дарит нам ещё один слог, прочитайте его.

 

— Наши приключения на этом не заканчиваются. Проёдём третье испытание.

 

 

 

 

 

— Вы догадались, какое задание нам предстоит выполнить? Что мы будем составлять с помощью цветных фишек? Открыть проектор

 

Слайд 7 , 1-й щелчок

— Что изображено на картинке? (на экране)

 

— Какой звук первый?

— Расскажите про него: звук щ… какой? Согласный или гласный? Как определили?

 

 

Звонкий или глухой? Как определили?

Твёрдый или мягкий?

 

— Каким цветом обозначим на схеме?

— Назовите второй звук: щиииит.

— Какой он? Как определили?

— Каким цветом обозначим.

 

— Какой последний звук?

 

 

 

 

— Сколько всего звуков в слове щит. Сколько согласных твёрдых, согласных мягких, гласных?

Слайд 8.

— Следующее слово…

 

 

 

 

 

— Сколько всего звуков в слове «плащ»? Сколько согласных твёрдых, согласных, мягких, гласных?

 

Слайд 9

— Следующее слово…

Составьте звуковую схему слова  «щука».

 

 

 

— Сколько всего звуков в слове «щука»? Сколько согласных твёрдых, согласных, мягких, гласных?

— Мы выкладывал слова с помощью звуковых обозначений. А теперь выложите слово «щука» буквами.

— Какой первый звук слышим? Какой буквой он обозначается?

— Найдите букву Ща. Положите её перед собой.

 

— Продолжите самостоятельно.

 

— Сколько всего звуков в слове «щука»? Сколько букв?

— Мы прошли и это испытание и раздобыли ещё один слог. Прочитайте его.

 

— Царица Грамматика подготовила для вас ещё одну интересную игру «Замени звук».

— Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

— А теперь замените последний звук в слове на звук щ.

Акцентирует внимание на то, как изменяется значение слов после замены звука.

 

Вручает карточку с буквой В.

 

— Пройдём последнее испытание в стране Грамматике.

Слайд 10.

— Прочитайте слоги со звуком Щ.

 

Слайды 11-18

— Царица Грамматика предлагает нам игру «Слоговое лото» (первый щелчок). Нам нужно придумать слова с заданными слогами.

— Прочитайте, с каким слогом будем придумывать слова – второй щелчок.

 

 

 

 

— Вы честно заработали последнюю подсказку.

Вручает картинку – «Ларец».

— Вспомните послание царицы Грамматики. Что нам нужно сделать, чтобы найти свою награду?

— Расставьте слоги в правильном порядке, чтобы получилось слово. Прочитаем его.

— Вы догадались, где она?

— Расставьте карточки.

-Найдём дружно сундук и посмотрим, что же подарила вам царица Грамматика за ваши старания.

 

 

— Вам понравились наши приключения? Нам пора вернуться в детский сад.

Слайд 20

 

Стоят возле экрана, отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором произносят слова.

 

 

 

Звук щ.

 

 

 

 

 

Губы складываются окошком – складывают губы окошком перед зеркалом.

 

 

Чашечку (работа с зеркалом).

 

Заборчиком (работа с зеркалом)

 

Дети по схеме характеризуют звук щ.

 

Согласный.

 

 

Мы его не пропеваем. Воздух встречает преграду.

 

Глухой.

Приложить ладошку к горлу, оно не дрожит – голос спит, отдыхает, значит, звук глухой.

 

 

Мягкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зелёным

 

 

 

Звук [щ] согласный, глухой, мягкий.

 

 

Щенка, плащ, щавель, поищи.

Призношение чистоговорок хором, подгруппами, индивидуально, интонационное выделение звука щ в словах.

 

 

 

 

Первая схема обозначает, что звук щ в слове находится в начале.

 

В середине.

В конце.

 

Пещера, щука, плащ, прищепка, борщ, щенок.

 

 

 

Щука, щенок.

 

 

 

 

К первой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют самостоятельно.

 

По желанию комментируют, какие слова подходят ко второй схеме, к третьей.

 

 

 

 

 

 

Читают слог

 

Под музыку идут, находят второе задание.

 

 

 

 

 

Дети стоят возле мольберта.

 

 

Звук Щ.

…слышим и произносим.

… читаем и пишем.

 

Из трех длинных вертикальных  палочек, из одной длинной горизонтальной палочки,   и оной короткой вертикальной палочки.

 

 

 

 

 

 

Дети пальцем прописывают в воздухе букву Щ, на спине у соседа.

 

 

Тактильное восприятие буквы Щ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно прописывают элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые элементы стёрлись.

 

Дописать букву Щ.

 

Дети выполняют самостоятельно.

Кто быстрее справился – выполняет у доски.

Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

Слог ДА

 

Дети идут под музыку, находят третье задание. Садятся за столы, на столах подносы с фишками для звукового анализ слов и кубики с изображением букв.

 

 

Делать звуковой анализ слов. Составлять звуковую схему слов.

 

 

 

 

 

 

Щит.

 

 

Щ – 2-й щелчок

 

 

Согласный. Мы его не можем пропеть. Воздух встречает преграду.

 

Глухой. Горлышко не дрожжит.

Мягкий. Он всегда мягкий.

 

Зелёным. Выкладывают зелёную фишку.

Второй звук ИИИИ – 3-й щелчок.

Гласный. Мы его можем петь.

Красным. Выкладывают красную фишку.

Звук Т.

Согласный, глухой, твёрдый – обозначаем синим цветом.

Выкладывают синюю фишку. – 4 щелчок

 

 

 

 

 

 

 

…плащ

Самостоятельно анализируют слово «плащ»- выкладывают схему. Самопроверка (ответ на экране).

 

 

 

 

 

 

 

Щука

Самостоятельно анализируют слово «щука» -выкладывают схему. Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка (ответ на экране).

 

 

Самостоятельное выполнение. Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

ГРА

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети образуют новые слова путём замены первого/последнего звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вешают карточку на мольберт.

 

Идут под музыку. Садятся на стульчик.

 

 

Читают на экране слоговую таблицу на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЩА.

На экране появляются картинки-подсказки, после того, как дети их называют – появляются слова.

 

 

 

 

 

 

Сложить все подсказки вместе.

 

 

 

 

 

НА-ГРА-ДА

В сундуке (в ларце)

 

 

Находят сундук, рассматривают игру «Весёлая азбука»- слайд 19 (салют).

 

 

 

 

Дети под музыку идут, садятся на стульчики.

 

 

III. Итог Слайд 21

 

— Ребята, где мы сегодня побывали?

— Вам понравилось выполнять задания царицы Грамматики?

— Что вы узнали?

— Чему научились?- Кому было легко выполнять все задания?

— Какое задание было самым сложным?

— Как вы думаете, какие качества помогли справиться вам с испытаниями и выполнить задания.

 

 

— Расскажем остальным ребятам про наши приключения и поиграем в новую игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательность, усидчивость, ответственность,

сплочённость, настойчивость, упорство. Наши знания.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *