Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной группе » Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»»

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Развитие творческого воображения и мышления в процессе ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

Обучающая: формировать умение интонационно-выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении стихотворения, замечать и объяснять изобразительно-выразительные средства. Упражнять в составлении мнемотаблицы к стихотворению.

Развивающая: развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи; способность представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе, читательскую культуру.

Предварительная работа: наблюдения в природе, тематические беседы, рассматривание репродукции пейзажных картин о зиме, слушание Клод Дебюси «Танец снежинок».

Ранее с детьми был проведён цикл занятий по обучению составлению мнемотаблиц. На каждое слово или маленькое словосочетание мы придумывали картинку (изображение в виде знака, символа, схемы) и, таким образом, зарисовывали схематически всё стихотворение в мнемотаблицу. Далее следовало эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводилась словарная работа по произведению, беседа по содержанию и предоставлялась возможность всем желающим детям попробовать  воспроизвести текст  с опорой на рисунки. На начальном этапе детям предлагалась готовая план — схема, а по мере формирования навыков воспитанники активно включались в процесс создания своей схемы.

Материалы: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», карточки для составления мнемотаблицы, цветные карандаши,   карточки с изображением органов чувств.

 

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
1. Вводная часть

 

Показывает репродукцию картины А.А.Пластова «Первый снег».

— Ребята, как называется эта картина? Кто её автор».

— Какой сюжет у этой картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Закройте глазки и вспомните день, в который выпал первый снег.

— Каким вам показался первый снег?

 

 

— Самый первый снег, он как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, всё ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад, и всю землю укрыло чистым снегом.

— Красотой первого снега восхищаются не только художники, но и поэты. Поэты тоже могут нарисовать картину, только не кистью и красками, а чем?

 

— Послушайте внимательно, как красиво описала в своём стихотворении «Первый снег» начало зимы поэтесса Евгения Фёдоровна Трутнева.

Читает стихотворение:

 

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

 

 

 

 

«Первый снег» А.А.Пластов.

Дети вспоминают рассказ по картине, который они составляли при предварительной работе.

— Утром дети проснулись и увидели в окно, что на улице всё белым-бело. Они давно с нетерпением ждали зимы, поэтому тут же с радостью выбежали на крыльцо, полюбоваться свежим, пушистым снегом.

 

Дети закрывают глаза

 

 

Белым, лёгким, пушистым, свежим, мягким, нежным и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словами.

2. Основная часть 1. Беседа.

— О чём рассказывается в стихотворении?

— Как вы думаете, какая погода была накануне?

— Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении.

 

— Какими словами в стихотворении говорится о снеге? Какой он?

 

 

-Какими словами сказано о зимнем убранстве рябины?

 

 

 

— Как вы думаете, какое настроение у человека, когда он наблюдает такую картину — всё  вокруг впервые покрывается снегом?

 

2. Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз».

— Вы бы хотели «побывать» в стихотворении Е.Трутневой «Первый снег»?

Показывает карточки с изображением органов чувств.

— Поиграем в игру «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз».

 

Показывает по очереди карточки

— «Волшебник-Нос»

 

 

 

— «Волшебник-Глаз»

 

 

 

 

«Волшебник-Ухо»

 

 

 

— «Волшебник-Рука»

 

 

 

 

 

 

3. Составление мнемотаблицы.

 

Ребята, что нам поможет быстро запомнить стихотворение?

 

— Для составления таблицы мы разделимся на три группы

(раздаёт каждому ребёнку фрагмент репродукций  знакомых картин о зиме).

 

 

Педагог повторно выразительно читает стихотворение.

По ходу выполнения задания воспитатель оказывает помощь каждой подгруппе (раздаёт напечатанные крупным шрифтом четверостишия, перечитывает их, при необходимости задаёт наводящие вопросы, подводит к выбору символов).

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение по мнемотаблице (хоровое чтение, чтение по цепочке)

 

 

О том, что выпал первый снег.

Дул ветер, сыпал снег, была вьюга, метель и т.п.

 

 

 

«Самый первый, самый белый», «лежит ковром».

 

«Белый праздничный наряд», «только гроздья на вершине ярче прежнего горят».

 

Радостное, счастливое, мечтательное и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети стоят в кругу.

 

 

 

 

 

Дети рассказывают, какие запахи они почувствовали

 

 

Дети описывают, что они увидели (возможно, то, о чём не говорится в стихотворении)

 

Представляют возможные звуки, озвучивают мысли.

 

Описывают ощущения, которые возникли бы у них, если бы они дотрагивались руками до снега. До деревьев и т.п.

 

 

 

 

Мнемотаблица.

 

Дети собирают  из составных частей 3 репродукции картин

и, таким образом, делятся на 3 творческие группы.

 

Первая группа составляет мнемотаблицу к первому четверостишию (заполняют «окошки» таблицы совместно выбранными схематическими рисунками-символами), вторая – ко второму четверостишию, третья – к третьему.

Затем составляется общая мнемотаблица к стихотворению.

 

Желающие самостоятельно воспроизводят текст с опорой на мнемотаблицу.

3. Итог — Что помогло вам при составлении мнемотаблиц?

 

 

 

 

 

 

— Легче ли учить стихотворение, если есть мнемотаблица?

— Почему?

Рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, чтение рассказов о зиме, рисование, аппликация лепка.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *